Некоторые родители обращаются ко мне за советом, как сделать так, чтобы их ребенок сам учил английский, понимал, что это важно, видел в этом смысл, чтобы учился с интересом, а не из-под палки.
В моей практике был случай, когда двенадцатилетний мальчик просто ненавидел английский. Его мама не знала, что делать. Репетиторы отказывались с ним заниматься после одного-двух уроков. Он убеждал всех в том, что ему английский не нужен. Лишь давление родителей могло сподвигнуть его открыть учебник и выполнить несколько заданий. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию, можно ли переубедить ребенка? Если да, то как это сделать?
Меня часто озадачивает ситуация, когда родители жалуются, что ребёнок не видит смысла в изучении иностранного языка. Меня, как и многих моих ровесников, с детства привлекал мир, в котором многое отличалось от своего, родного: другой язык, другая культура, книги, музыка, люди!
В 80-х не было таких возможностей, какие есть сейчас. К слову, у меня не было примера родителей, блестяще говорящих на иностранных языках, не было иностранных друзей, которые могли бы приоткрыть дверцу в другой мир, не было путешествий за границу, не было интернета и смартфона с кучей разных приложений, но, тем не менее, мой интерес к английскому языку не угасал. Я могла часами изучать грамматические справочники и учебную литературу, рассматривать слова в словаре Мюллера, слушать Битлз и разные передачи для изучающих английский по радио. А после первой школьной поездки в (тогда еще) Ленинград и встречи с иностранными туристами все мое самосознание перевернулось. Я поняла, что английский язык - это не просто увлечение, что я хочу связать свою жизнь, свою профессию с английским языком, потому что благодаря своим пусть и на тот момент совсем скромным знаниям и возможностям я могла общаться с иностранными студентами по-английски!
Тогда я сделала для себя два важных вывода: во-первых, можно научиться свободно говорить на иностранном языке, во-вторых, когда человек умеет общаться по-английски, границы его мира расширяются.
Когда я еще училась в колледже, иностранные компании вовсю начали открывать филиалы и представительства в моей стране. Молодёжь, свободно говорящая по-английски, могла найти хорошую работу с более высокой зарплатой, командировками за границу и другими бонусами, даже не обладая опытом работы. Более того, пошла новая волна эмиграции: лотерея Грин Кард, рабочая эмиграция в Канаду и даже экзотическую Австралию. Знание английского языка открывало новые двери в плане образования, карьеры и более высокого уровня жизни. Это было дополнительным стимулом.
Сейчас английский язык не даёт абсолютную гарантию, что человек найдёт хорошую работу по своей специальности. Детям нужны серьёзные причины, чтобы проводить за учёбой несколько часов в день вместо того, чтобы читать ленту Фейсбука, играть в игры, зависать в интернете или слоняться без дела по дому.
Для меня на данный момент существуют три весомые причины, зачем учить английский язык:
1. Свобода выбора
Знание английского открывает новые возможности. Хорошо зная английский язык, человек может выбирать страну, где жить, работу, которая нравится, и предметы, которые интересно изучить самому онлайн. Можно работать в офисе или из дома, можно учиться в своей стране или за границей, можно жить в большом городе или в небольшом городке возле моря.
Хорошее знание английского — это инструмент, который расширяет зону выбора. Из моих одноклассников и однокурсников кто-то живёт в Великобритании, кто-то в США, кто-то в Германии, кто-то в Венгрии. Кто-то нашёл работу в Гугле, кто-то стал топ-менеджером крупной международной корпорации.
2. Жизненная мудрость и профессиональный рост
Когда я общаюсь с людьми разных профессий из разных стран, то всегда узнаю для себя много нового. Так, например, в одной из заграничных поездок наш гид рассказал нам множество интересных историй из своей жизни, благодаря чему мы смогли узнать, как в этой стране живут люди.
Когда я несколько дней жила в Великобритании в семье, то побывала в гостях у зажиточной пары англичан, у которых был огромный особняк с лужайкой для гольфа и Роллс-Ройс и смогла увидеть своими глазами, как живут люди богатого сословия.
Когда я общаюсь на профессиональные темы с учителями из других стран, я пополняю свой багаж знаний, я участвую в вебинарах, которые проводят иностранные организации, приглашаю носителей языка провести мастерские со своими учениками, поделиться своим профессиональным опытом.
3. Увлечение, интерес
Мне интересно общаться по-английски, узнавать новые словосочетания и идиомы, слушать подкасты на английском, читать книги, смотреть фильмы. Заниматься каким-то делом многие годы можно только в том случае, если человек получает от этого радость, удовольствие.
Вернёмся же к вопросу в начале статьи: как родители могут самостоятельно мотивировать своих детей?
1. Подавать правильный пример
Если родители действительно убеждены, что знать английский важно, им нужно изучить его самим. Ребёнок не поверит, что курить вредно, если его родители сами курят. Ребёнок не поверит, что английский язык важен, если родители не удосужились изучить его даже на базовом уровне. Если вы никогда не пробовали учить язык, то попробуйте сейчас, вместе со своим ребенком!
2. Создавать языковую среду
Найдите школу с интенсивным изучением английского и опытных преподавателей. Отправьте ребёнка в английский летний лагерь. Путешествуйте в англоязычные страны. Смотрите английские фильмы по вечерам. Говорите по-английски дома. Купите ребенку его любимую книгу на английском языке. Купите ребенку игру, где все слова (на кубиках, в инструкции, на карте и т.п.) будут на английском языке. Включайте и слушайте английские песни, телепередачи.
3. Общаться с иностранцами
Как найти иностранцев? Есть сайты для общения с иностранцами, где можно найти друзей по общению и переписке, например: English Baby.
Можно вступить в международный клуб или даже зарегистрироваться на сервисе Couchsurfing — и иностранцы периодически будут приезжать к вам на пару ночей. Так у ребёнка будет много общения с людьми из других стран.
Можно путешествовать вместе с ребенком. Можно пожить в семье в Великобритании или США, отправить ребёнка за границу по обмену или устроить ребенка в лингвистический лагерь.
На уровне Pre-intermediate ребенок может вполне самостоятельно общаться с носителями языка.
Кто-то, возможно, спросит: "Не проще ли просто положиться на репетитора и заставлять детей заниматься?" Ответ — нет.
Можно потратить уйму денег на репетиторов, курсы и учебники, но это приведёт к скудным результатам без внутреннего желания учиться. Намного выгоднее вырастить у ребенка интерес и внутреннюю мотивацию. Этим надо начинать заниматься в семье!